Барри Швабски
Барри Швабски
Эстетика мазохизма?
(Отчет из Граца)
Перевод Глеба Коломийца
Организаторы Австрийской выставки, посвященной мазохизму в искусстве, допустили ошибку, выбрав буквальный подход к заявленной теме.
Полагаю, это было неизбежно. Когда подруга спросила у меня, над чем я работаю, я ответил: «Пытаюсь писать о мазохизме». «Да ты мазохист!» - пошутила она. Упоминание мазохизма почти всегда вызывает шутки. Не надо быть доктором психологии, чтобы понять, что причиной этому нервозность, возникающая при малейшем намеке на -запретную тему. Помимо того, что садомазохизм с позиций short term loans психоанализа признан перверсией, существует другая причина, которая заставляет людей нервничать: вступая в дискуссию о мазохизме, мы неизменно сталкивается с парадоксами и противоречиями.
Даже Жиль Делез попадает под эту тенденцию, упомянув в своём классическом эссе о Леопольде фон Захер-Мазохе (1836-1895) «распространенную шутку»: «садист встречается с мазохистом. Мазохист: «Ну, мучай же меня!», садист: «Не буду!»(1). Делез так разнервничался, что пытается дистанциировать себя от описанной ситуации, называя её «крайне глупой шуткой», как бы и не замечая, что она блестяще согласуется с часто встречающимся в той же статье тезисом о том, что садизм и мазохизм не взаимодополняющие практики, а совершенно разнородные структуры. Не смотря на то, что оба этих направления основаны на взаимосвязи боли и удовольствия, «их сходство лишь поверхностно; их развитие и формирование происходит по совершенно разным принципам»(2), таким образом, фрейдистское понимание садомазохизма далеко от истины. Впрочем, говорить о мазохизме в отрыве от садизма довольно сложно, vice versa. По словам Делеза, «Де Сад и Мазох не просто частный случай формирования человека, они – отражение неких глубинных аспектов бытия»(3).
Как определить, взаимодействуем ли мы с объектами реальности или образами фантазма? Питер Вайбель и его координаторы, организовав большую выставку «Призрак страсти: образы мазохизма в искусстве», прошедшую в «Neue Galerie am Landesmuseum Joanneum» (Грац, Австрия), попытались разобраться в тонкостях вопроса. Однако муниципалитет Граца мог бы и по другому потратить деньги ЕС, выданные городу в рамках проекта «Грац - культурная столица Европы». Да, Захер-Мазох преподавал историю в Грацевском университете, однако и Ричард фон Краффт-Эбинг (1840-1902), автор книги, предвосхитившей теорию Фрейда («Psychopathia Sexualis», 1886), создатель терминов «садизм» и «мазохизм», изучал в Граце психиатрию.
Однако ж, каков состав участников выставки? Конечно же, это фотоработы, такие как снимки связанных женщин Noboyushi Araki, цикл «Лаундаум» Tracey Moffatt, СМ фотографии Robert Mapplethorpe. Когда смотришь на эти снимки, вспоминаются работы таких мастеров, как Helmut Newton и Richard Kern, работающих с тематикой боли, унижения, бондажа и фетишизма. Фотографии заняли большую часть выставки хотя бы потому, что организаторы видели в них скорее документальный материал, чем произведения искусства.
Не удивительно, что организаторы уделили внимание перфомансам, стрежневым моментом которых является боль. На выставке представили свои перфомансы Gunter Brus, Rudolf Schwarzkogler, Valie Export, Gina Pane, Stelarc, Bob Flanagan и Paul McCarthy - в основном, в виде фотоматериала.
Помимо перечисленного, были и hot lesbian porn видеоматериалы, в основном, документального характера.
Камера не фантазирует, даже если фантазирует модель. Напротив, рука рисовальщика всегда продуцирует художественный вымысел.
На выставке было представлено большое количество картин и эстампов, начиная от «классика» жанра Aubrey Beardsley, и заканчивая современными: рисунки Tom of Finland, комиксы Guido Crepax и Tomi Ungerer. Все работы были стилистически дистанциированы от модернистского мейнстрима, в основе своей это – представители субкультурного искусства. Помимо перечисленного следует упомянуть визуальные работы литераторов, такие как масштабные рисунки Pierre Klossowski, основанных на его романах, рисунки Генриха Манна и гравюры писателя Бруно Шульца.
И наконец, скульптура – или, вернее, предметы, представленные в качестве скульптуры, олицетворения фетишизма, такие как «чайная чашка в мехах» за авторством Meret Oppenheim. Такие работы, как безымянная скульптура Patty Martori - стальная кушетка с бахромой из человеческих волос(1988) – или плюшевые игрушки, посаженые на кол Annette Messager (1991/1993) можно отнести к традиции сюрреализма. Работы Sylvie Fleury – осмысление социальных отношений эпохи потребления. Любопытно, что скульпторов-женщин было значительно больше мужчин. К работам перечисленных авторов организаторы могли бы легко добавить абстрактные произведения Louise Bourgeois, Yayoi Kusama, Lee Bontecou и Eva Hesse. Кроме того, на выставке выделились скульптуры, изображающие поп-певца Алена Дожнса в фетишистском прикиде.
Удивительным открытием для меня стали работы молодого датского скульптора Madeleine Berkhemer. Её искусные яркие «подвешенные» скульптуры, сделанные, в числе прочего, из тянущейся нейлоновой материи вроде женских чулок – представляют собой чистую абстракцию, потом я заметил фигуру человека, подвешенного в этих hot lesbian porn «чулках», как в коконе. Это произведение – прямой потомок абстракции шестидесятых.
На смотря на то, что причины, по которым эти работы были включены в выставку, кажутся очевидными, я не переставал сомневаться: а о мазохизме ли они? Если, как утверждает Делез, мазохизм структурно отличен от садизма, или, по определению Жака Лакана «садизм – отрицание мазохизма»(4)– как, в таком случае, отличить садистский образ бандажа от мазохистского? Иными словами, как определить, принадлежит ли образ смысловому полю мазохизма? Гламурные цифровые фоторгафии Nicole Tran Ba Vang пользуются всем арсеналом фотографии моды (они даже поделены на «осенний» и «весенний» сезоны), чтобы обыграть идею того, что анатомическая структура человеческого тела может стать предметом культуры массового потребления. Тело становится частью одежды: спина женщины зашнурована, как ботинок, волосы на груди у мужчины выстрижены в виде футболки. Не смотря на то, что такие образы часто вызывают ассоциации с фетишизмом (этим часто пользуются модельеры) они слишком далеки от того, чтобы внести фетишистский колорит, как в творца, так и в зрителя. Напротив, эксцентрические фотографии девочки и коня за авторством Alexandra Vogt содержат в себе нечто неопределенное, что делает их пугающими, но зритель едва ли с полной уверенностью скажет, что на снимке запечатлена перверсия.
Иногда возникают существенные трудности в определении признаков мазохистского фантазма. Делез намекает об этом, говоря, что Мазох в своих произведениях выдает фантазм за невинные стечения внутренних обстоятельств, особую форму игры, стародавний обычай «и даже как проявление морали и патриотизма»(5). По этой причине мне показалось, что выставка затронула лишь поверхностный слой изучаемого явления (предельно абстрактные работы, подобные работам Беркхемера подтверждают мою мысль). Для отражения мазохизма как категории искусства, выставка, посвященная лишь внешним его проявлениям, недостаточна. Думаю, если бы организаторы выставки отталкивались от «атмосферы удушья и подвешенности» (так Делез характеризует истинно мазохистскую атмосферу), им бы удалось достичь большего эффекта. Да, фетишистские образы могут соприкасаться со смысловым полем мазохизма, но не будем забывать, что толкования фетиша могут быть самыми разнообразными. Для некоторых мазохистов объектом фиксации будет женская туфля, для других – волосы, заплетенные в косу, однако, ни один из этих образов не имеет тесной связи с «недостающим» фаллосом женщины, определяющим образом психологии мазохизма. С такой точки зрения, мазохистский образ едва ли будет иметь бОльшую связь с метафизической базой мазохизма, чем женская туфля с мазохистским пониманием «недостающего» фаллоса. Пусть выставка уже состоялась, хочу посоветовать организаторам разумно чередовать яркие, кричащие образы с опосредованными намеками, чтобы доставить зрителю сверхчувственное удовольствие.
Та black porn кой подход позволит в перспективе организовать альтернативную выставку, в которой будет полноценно фигурировать модернизм и его наиболее яркое выражение – абстракция. Эта выставка могла бы базироваться не на визуальном отображении атрибутов мазохизма, а на некоторых принципах, озвученных Делезом. К примеру, на напряженной борьбе между эстетикой и антиэстетикой, являющейся одним из неотъемлемых качеств модернизма как такового. В работах Делеза мы встречаем следующее высказывание: «мазохизм – носитель эстетики, а садизм тяготеет к отрицанию оной»(6). Так и выбор между эстетическим и антиэстетическим имеет свои особенности: «Искусство «подвешенности» [у Мазоха] всегда adult anime ставить нас на место жертвы, и требует отождествления с ней, а повторение общих моментов [у де Сада] ставит нас на место палача и заставляет отождествлять себя с садистским персонажем»(7)
Конечно, организаторы выставки имели право «поставить модернизм на место», т.к. несмотря на несомненный факт наличия в культуре модерна мазохистских тенденций, эти тенденции не занимают ведущее положение, находятся в подавленном состоянии – основное направление модернизма, все-таки садизм. Причина того, что мазохизм ярко проявился в современном искусстве (и выставка наглядно это доказала), кроется не только в том, что художники, как и множество других людей, были поражены теорией и, в ряде случаев, практикой извращенного секса. Причина эта, по видимому, состоит в том, что мазохизм – попытка дать сексуальности эстетическое наполнение, и это может послужить парадигмой для художественной эстетики. Вайбель и его коллеги создали выставку, основной задачей которой было рассказать зрителю о мазохизме. Вопрос о том, что такое мазохизм так и остался без ответа.
Очень жаль, что организаторы выставки игнорировали потенциально более важный вопрос: что мазохизм cartoon porn videos может рассказать об искусстве?
(1) Gilles Deleuze and hot lesbian porn Leopold van Sacher-Masoch, Masochism: Coldness and Cruelty/Venus in Fun, trans. Jean McNeil, New York, Zone Books, 1989, p. 40.
(2) Deleuze, p. 46.
(3) Deleuze, buy levitra p. 18.
(4) Jacques Lacan, The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis, trans. Alan Sheridan, New York, Norton, 1981, p. 186.
(5) Deleuze, p. 25
(6) animated porn Ibid., p. 134.
Выставка «Призрак страсти: образы мазохизма в искусстве» проходила в Neue Galerie am Landesmuseum Joanneum, Грац, Австрия (26 апреля – 28 августа 2003 года). Был выпущен трехтомный каталог с пояснительным текстом на немецком и английском.
Об авторе: Барри Швабски – писатель, его перу принадлежит книга «Модернизм в современном искусстве» (Cambridge University Press, 1997) и поэтический сборник «Опера: стихи 1981-2002 годов» (Meritage Press, 2003).
< Prev | Next > |
---|