Инна Кириллова
“Клуб Паганини”
Действующие лица:
1. Председатель клуба - рояль
2. Рудин Юрий - альт
3. Бремер (Марк) - скрипка
4. Молчаливый (Виктор) - скрипка
5. Неофит (Максим) - альт
6. Контрабас (Митя) - контрабас
1. Председатель – крупный, массивный человек, очень внушительная фигура, держится спокойно и солидно, движения медлительные, на вид лет 60. Одет строго, старомодно.
2. Рудин– романтическая внешность, похож на Паганини, длинные, блестящие, черные волосы. Одет очень элегантно, во все черное, на вид лет 50, много курит.
3. Бремер – тип западного интеллектуала, лет 50.
4. Молчаливый – порывистые движения, тонкое, издерганное лицо, иногда смеется невпопад, впрочем, как бы сквозь слезы, говорит как бы задыхаясь от волнения. Одет стильно, изыскано. На вид около 50 лет.
5. Неофит – крупный, спортивного вида молодой человек, лет 25.
6. Котрабасист (К/бас) – неприметный, лысыватый, круглый человек, тип московского интеллигента 70-х годов, одет небрежно, помятые брюки, пестрый свитер, около 60лет. Изъясняется со всеми только при помощи контрабаса.
Действие происходит в течение ночи. На сцене рояль и контрабас, как два центра, две точки опоры, между ними установлены три стула. Далее виднеется столик уставленный бутылками, фужерами, фруктами, цветами. На авансцене портрет Паганини. На рояле беспорядочно лежат ноты. Темно, освещены только рояль и к/бас.
Входит контрабасист, садится за инструмент. Пробует разные звуки, прекращает, затем берет длинный звук, переходящий в мелодию.
Входит Председатель. Контрабасист отвечает ему только звуком. Председатель отлично его понимает.
Председатель.
А, Митя, ты уже здесь. Да ты сиди, сиди. Я слышал, ты играл что-то.
(К/бас играет ту же hentai porn мелодию)
Председатель
Да… (говорит задумчиво). Я ни у кого не слышал такого звука на контрабасе. Только ты способен извлекать ТАКОЙ звук. Какая концентрация , какая глубина, какое благородство! Жаль, что ты не выступаешь, мог бы солировать на своем контрабасе, не говоря уже о виолончели. Ты ведь виолончелист превосходный.
К/бас (отвечает звуком)
Председатель
Знаешь, Митя, я часто думаю о тебе, о твоей судьбе. Престижные премии на всех мыслимых и немыслимых конкурсах, взлет карьеры, расцвет сил, 30 лет, и вдруг без видимой причины… все бросить, поступить в оркестр в группу контрабасов и замолчать. Что послужило причиной? Какие истины тогда тебе открылись? Я по твоей музыке, по твоему исполнению понял, что ты стал сильно меняться, ноты молчишь, и я до сих пор ломаю голову над первопричиной. Что же все-таки произошло тогда?
К/бас (звучит небольшой монолог)
Председатель (Внимательно вслушивается).
Нет, не то, это я уже слышал от тебя. Я уверен, что какой-то внутренний очень серьезный толчок был. Ты не хочешь мне сказать, думаешь, что не пойму тебя?
К/бас (Очень быстро говорит; череда звуков).
Председатель
Да, да, знаю, что ты не хочешь это обсуждать. Хорошо я оставлю эту тему. Но все же это очень, очень большая потеря, что тебя не слышит широкая публика. Ты лучший, слышишь! Это я тебе говорю лучший!
К/бас Отвечает .
Председатель
Мы знаем друг друга тысячу лет, еще с музыкальной школы, потом консерваторские годы. Ты – часть моей жизни, сколько вместе было всего… И первая сигарета вместе, и первый бокал вина вместе, да еще мало ли чего… Сегодня вот 20 лет клубу, который мы тогда основали. “Отцы-основатели”- шутят Юрик с Марком. Ведь это была твоя идея отмечать ежегодно день рождения Паганини. Ты тогда очень увлекался его музыкой, всякой мистикой, чертовщиной, загадкой его судьбы и меня заразил. Помнишь, как мы обсуждали была ли действительно его встреча с сатаной. Помню, Митя, как ты снимал струны с виолончели и импровизировал на одной струне темы Паганини, а я тебе аккомпанировал… смешно было, но ведь талантливо и здорово получалось. Потом как-то быстро к нам Юрик присоединился, потом Марк с Виктором, учредили клуб, приняли устав… И теперь, чтобы не происходило, какие бы трудности не были, отменяешь все концерты, все планы и в Москву. За 20 лет ни одного срыва заседания. Идея твоя оказалась очень живучей. Хочешь смейся, хочешь нет, но иногда я прямо-таки ощущаю его живое присутствие.
К/бас Отвечает.
Председатель
Да, ты прав, его судьба великая загадка, ведь такого второго больше не было, ни одна страна мира не дала музыканта, подобного ему.
К/бас Отвечает.
Председатель
Митя, а сколько лет ты уже молчишь?
К/бас Играет.
Председатель
Подумать только ! 29лет! Я и забыл, это случилось через год после твоей свадьбы. (Пауза). Как Ирина ? Трудно, наверно, ей с тобой? Она у тебя славная. Иногда не выдерживаю, злюсь на тебя, хоть и разделяю и принимаю твою идею, а ей каково? Ты ведь и с ней молчишь? Да, повезло тебе с женой, коль она с тобой столько времени, любит, наверно. Женщины это стихия, могут разрушить, а могут и создать, они нас в иное качество переводят.
К/бас Играет.
Председатель
Знаешь, я всегда относился с глубоким уважением к твоей идее, но не думал, что это возможно. Ведь это подвиг, 29 лет молчать! Поэтому ты так и играешь. Такая глубина, такая концентрация энергии! Сколько же надо внутренней работы, сколько в себе перелопатить, передумать, перечувствовать, чтобы все твои глубочайшие озарения вылились в гениальные интерпретации и сочинения, абсолютно жизнеспособные, убедительные!
К/бас Отвечает.
Председатель
Не знаю, какой я там гений. Ты, Митя, выше, ты святой и лучший в мире музыкант. Ты в себе преодолел весь этот темный эротический ил, на котором держится искусство и вышел на запредельную высоту. Совершил духовный подвиг. Подумать только, от тебя ничего не останется потомкам. Даже жития не напишут. Надо бы мне взяться за перо, но как ? В нам меркантильный век ни концертов сольных, ни программ, ни афиш, ни записей, нет учеников, нет последователей. Ничего! Только очень небольшой круг друзей, которые знают тебя. Даже в домашних условиях записывать себя не позволяешь. Никто не сможет повторить твой путь, твой подвиг. Ты все, весь свой опыт преобразовал в духовную сферу и вырвался на запредельные уровень. Давай выпьем за тебя, Митя. Дай, Бог, тебе здоровья! Я один знаю тебе истинную цену и могу в полной мере оценить и твой путь и плоды его. За тебя, Митя! (Наливают, пьют).
И все же надо выступить хотя бы один раз. А? Концерт для виолончели. А, Митя?! Ведь это будет событием в музыкальном мире, ну хоть раз?
К/бас Играет.
Председатель
Я понимаю, что для тебя творчество лишь ступень…
(Входят celebrity nude Бремер и Молчаливый. Они с инструментами и нотами)
Председатель
А, вот и Марк с Витей (смотрит на часы). Да, уже время без четверти 12. В 12 все должны быть в сборе.
К/бас Играет приветствие.
Бремер
Мы с Виктором только что с концерта. Быстро по домам переодеться и сюда. Я даже поужинать толком не успел. Сегодня играли Пьяцолу. Публика в восторге. Какая изысканная музыка. Она полна эмоций, там есть все: и радость, и слезы, и любовь, но в первую очередь сам Пьяцола очень интересен, он заразил меня своим гением, я считаю что он войдет в историю, как композитор, как часть XX века, как часть конца ХХ века, когда музыка ложная, или музыка выдуманная, изобретенная, написанная композиторами для композиторов зашла в тупик в какой-то. А Пьяцола остался верен духу музыки, духу эмоций, духу того, что музыка должна говорить не на языке слов, понятий, объяснений, а вот так… именно, на языке эмоций. И это ничего, что Пьяцола писал только танго, вот про Вивальди то же говорили, что он 600 раз написал один и тот же концерт, может Пьяцола написал 600 раз одно и то же танго, но он великий.
(Молчаливый расчехляет скрипку, играет кусочек из Пьяцолы. Бремер ставит ноты на рояль, берет инструмент, к ним присоединяется К/бас и Председатель, звучит танго Пьяцолы).
Бремер
Сегодня Юрик должен привести молодого музыканта. Он его откапал на альтовом конкурсе. Говорит, что очень талантлив.
К/бас Живо реагирует.
Председатель
Женат?
Бремер
Нет, не женат, на сколько я знаю. Юра хочет рекомендовать его в члены клуба и дать поручительство.
Председатель
Юрик так увлечен им! И как всегда торопится сразу его сюда, к write my essay нам, вдруг, он в нем ошибся, переживать потом будет. А что еще известно об этом неофите?
Бремер
Да собственно ничего. Юра держит его в секрете. Я о buy viagra нем только слышал, но не видел. Юрик просто бредит им, собирается готовить с ним программу.
Председатель Виктор, а ты слышал, что-нибудь о naked celebrities нем?
Молчаливый (Произносит звук между смехом и отрицанием)
Бремер
Мы еще с Витей не пришли в себя после концерта. Нам надо бы выпить как следует. Я смотрю коньяк есть, прекрасно.!
(подходят к столику, выпивают, тихо разговаривая между собой)
Председатель
Юра увлечен и необъективен. Марк и Витя ничего не знают. По уставу клуба должно быть минимум два поручителя, а при голосовании должны быть все “за”, если один голос воздержался, то кандидат будет отвергнут.
К/бас играет.
Председатель
Ты хочешь поручиться? Но, почему? Он ведь может и не принять нас, стареющих чудаков. Паганини и XXI век, как это соотнесется?
К/бас Играет вдруг из Баха.
Председатель
А причем тут Бах? (смотрит на часы). Пора бы начинать заседание. Где же Юра?
Бремер
Как всегда опаздывает. Окончательно замотался по концертам. Пытается растянуть время, пытается сделать два дела celeb sex videos там, где нельзя успеть и одного. Такая интенсивность опасна, она противоречит самой сути, самой природе исполнительского творчества. Надо стараться по возможности разгружать себя. Мы с ним говорили об этом.
(Вбегает Рудин, за ним Неофит)
Рудин
(говорит чуть охрипшим голосом, чувствуется, что очень устал). Здравствуйте, друзья мои. Извините за опоздание. Прилетел только что, не выспался, созвонились с Максимом и быстро сюда.
К/бас Приветствует.
Рудин
Вот, знакомьтесь - Максим. Это замечательный молодой человек и очень талантливый музыкант. Я его услышал на альтовом конкурсе и сразу поверил в него. Прослушал на всех турах, невероятно болел за него. Играет сложнейший альтовый репертуар, а кроме того, прекрасно играет джаз, у него просто дар импровизации.
(Все вн celebrity nude имательно смотрят и слушают)
Председатель
Ну что же, посмотрим. А пока надо выдать стул. Виктор, принеси, пожалуйста, 4-й стул для Максима.
(Устанавливают четвертый стул. Именно устанавливают с учетом звука, все стулья стоят строго на своих местах. Председатель подходит к роялю).
Председатель
Так, ну теперь все в сборе. Можно начинать. Друзья мои, двадцатое заседание, посвященное дню рождения великого музыканта и непревзойденного артиста Никола Паганини, считаю открытым. Спешу напомнить, что сегодня маэстро исполнилось бы 2… лет (играют). Каждый из нас испытал обаяние и влияние этой личности. Некоторые имели мистический опыт общения с ним. Напоминаю, что год назад Юра пообещал нам поведать историю, о которой он никому никогда не говорил. Эта история, по его словам, связала его жизнь с жизнью великого мастера. Юра пообещал раскрыть свою тайну в новом тысячелетии. Время настало, Юрочка. Сменились века. Ушел ХХ , наступил ХХI век.
Рудин
И обещание свое сдержу.
(Бремер что-то пишет, передает записку председателю)
Председатель
Так-с. Поступило предложение, а вернее принципиальное возражение по поводу числа и года рождения маэстро. Внес возражение уважаемый Марк. Он обоснует свою позицию. Далее в повестке заседания клуба рекомендация Юры на вступление нового члена в наш клуб. Репетиция сонаты Паганини – это непременное условие в день рождения маэстро исполнить его музыку. Еще одно обстоятельство: Витя уезжает в Европу, может быть навсегда, он хочет обсудить свой отъезд с нами. Ну вот, пожалуй, и все. Есть дополнения? Возражения? Тогда начнем. Марк, тебе слово.
Бремер
В беседе со своим биографом Шоттки, Паганини утверждал, что родился 18 февраля 1784 года и мир был убежден в достоверности этого факта. Но обнаружилась запись в метрической книге церкви Санта-Кроге и Сан-Самваторе в Генуе, которая свидетельствовала, что (достаёт бумаги зачитывает) “27 октября родился, а 28 октября 1782 был крещен Николаус Паганино”.И эта дата теперь принята официально по решению ЮНЕСКО. Мы так же взяли, не задумываясь за основу эту дату и собираемся ежегодно 27 октября. Но точны ли эти сведения? Ведь Николо хотелось с годами казаться моложе. Сохранилось его письмо, адресованное близкому другу и адвокату Луиджи Джерми, где он просит постараться уменьшить ему возраст и достать ложное свидетельство о крещении для задуманной женитьбы. Маэстро, как известно, несколько раз страстно хотел жениться но… последний шаг никогда не делал. Паганини писал (цитирую)…”получи прежде всего мое свидетельство о крещении у священника в церкви Сан-Сольваторе, которое надо искать где-то около 1780 года… А теперь самое сложное, это касается свидетельства о крещении, если б из него было видно, что мне уже под 40, не мог бы ты договориться со священником церкви Сан-Сальваторе о том, чтобы он поставил там другой год и сделал бы меня немного моложе. Это было бы для меня большая радость, так что постарайся придумать как это сделать наилучшим образом, и если тебе это удастся, ты меня очень обрадуешь!” Я думаю что, в этом письме Паганини называет истинный год своего рождения – 1780 и дату ,18февраля. Из этого следует, что Паганини родился - 18 февраля 1780 года, месяц и число он верно указал Шоттки.
Председатель
Да, любопытно все это. Мы выслушали позицию Марка, высказываемся по старшинству и ставим на голосование. Митя, мы тебя слушаем.
К/бас Играет.
Председатель
Я понял, ты считаешь это не принципиально.
К/бас Играет.
Рудин
Я думаю, что каждый должен это обдумать и дать ответ в конце заседания, а еще лучше на следующий год. Все привыкли к этой дате, и вдруг - новая дата, непривычно как-то. Я знаю, Марк, ты любил сбивать стереотипы ради истины, но как-то все же привычнее 27 октября. И надо обдумать. Давай оставим до следующего года все как есть.
Председатель
Витя, ты что скажешь?
Молчаливый (вскакивает, потом садиться, машет рукой, жест можно истолковать, как мне все равно).
Председатель
Максима пока пропустим, он не член клуба. Я поддержу Юру, это все серьезно и надо обдумать, потому что новая дата ломает графики концертов, а главное стереотипы, все-таки эта дата за 20 лет в подсознании уже сидит и выкинуть ее не так просто. Так мистически сложилось… если мы изменим дат, клуб может перестать существовать. Но возражения серьезны и от них просто так нельзя отмахнуться. Истина важнее. Вопрос переносится на следующий год, каждый подумает и выскажется в течение года, когда созреет… Теперь, друзья, давайте наполним бокалы и выпьем в честь маэстро Паганини. (с этого момента все начинают свободно ходить по сцене).
Председатель
Юра, пора открыть нам тайну, твоя очередь.
Рудин
Да, но сначала я вам все ж представлю Максима, немного расскажу о нем. У него замечательная история. Он из Новгорода, когда собирался ехать на конкурс в Москву, его отговаривали со следующим текстом. Все равно тебе премии не видать. Дадут москвичу или ленинградцу, зачем ты туда поедешь, но мудрая мама сказала: “Это тебе будет стоить 30-40 долларов и тебя узнают в Москве. Поезжай и сыграй хотя бы первый тур”. Он приехал на конкурс , сыграл первый тур, удивился, прошел на 2-й тур – удивился, прошел на 3 тур – удивился, на четвертый – удивился, получил первую премию и все еще удивлялся. Я внимательно следил за всеми его выступлениями. Он очень одаренный музыкант, у него большое будущее. Я хочу рекомендовать Максима в члены нашего клуба.
Председатель
Мы обязательно вернемся к этому позже. У нас еще ночь впереди. Теперь, Юра, ближе к теме. Мы не дадим тебе увильнуть и отговориться как в прошлый раз.
Бремер
Да, Юрик, не обижайся, но есть мнение, что в твоей карьере без черта не обошлось. Из обычного студента, пусть и Московской консерватории, на вершину музыкального Олимпа! Ведь есть альтисты не хуже тебя, но карьеры такой не сделали.
Рудин
Ну, хорошо, хорошо, я расскажу. А вы сами судите. Да и было ли что? Всем известна легенда о том, что к Паганини приходил черт и подписывал договор. Меня долго занимала эта история. Все говорят, что я и внешне похож на него.
Бремер
Скорее на итальянца.
Рудин
Пусть так, я часто думал об этой истории, иногда забывал про нее, но она жила в моей душе постоянно, иногда я пытался представить это себе в реальности, что бы я сделал в такой ситуации. Подписал бы чертов договор, случись со мной подобное. Что меня занимало больше всего и не давало покоя, так это почему-то мысль: неужели черт сидел и ждал , когда Паганини примет решение или он явился на его страстный зов? А я? Могу ли я сказать “да”? Я тогда учился в консерватории и должен был поехать на свой первый в жизни конкурс. Я бешено занимался, учил программу. В день отъезда мне было как-то нехорошо, я подумал, что перезанимался, ну, в общем, что-то нервное, пройдет. В Москве шел сильный дождь, пока добрался до вокзала промок, да еще там простояли до отхода поезда. Ну, вы знаете атмосферу, все подходят в приподнятом состоянии… на конrурс, одним словом. В купе я вошел с легким ознобом, горло побаливало. Ночь была ужасной, к утру я был совершенно болен, температура к 39о , горло отекло совершенно, говорить я не мог. По вагону тут же разнеслось, что Рудин заболел, все ребята принялись меня лечить. День был фантастический… в полубредовом состоянии от жары и озноба, дверь купе не закрывается, разговоры о конкурсе перемешиваются с таблетками, советами, вином, коньяком. Саша Гинзбург притащил откуда-то водки с перцем, а проводница сжалилась и принесла из соседнего вагона самогон и сало, там какой-то добряк выделил бедным студентам. В этих разговорах, как я потом припоминал несколько раз заходили разговоры о Паганини, может потому что в программу конкурса входила его соната и всякий раз мысли мои устремлялись в этом направлении. К ночи я был совершенно невменяем, состояние неописуемое, температура 40о, я, накаченный таблетками, спиртным, в полубредовом состоянии. В голове моей проносились тучи образов, неимоверное количество каких-то мыслей быстро-быстро сменяли друг друга. Перестук колес навязчиво стучал в голове, сгущенную темноту купе прорезали лучи яркого света, выхватывая из темноты силуэт фрака, мой взгляд был почему-то прикован к фраку. (Я наверно забылся). У меня так и осталось в голове перестук колес, полоски света перемешанные с темнотой и качающийся фрак. Вдруг, фрак сошел со стены и сел рядом со мной. Страха не было, но было совершенно отчетливое состояние сознания, голова ясная, трезвая, я стал всматриваться в сидящего. Меня тогда поразило его лицо, оно постоянно менялось, может из-за освещения, то ли само по себе. Оно было одно и то же, но выражение лица… и главное, я бы сказал, очень быстро переходило от одного возраста к другому, то оно было старое, то очень молодое, старое с запавшим ртом, ужасно сморщенной кожей, нос доходил до подбородка, то являлось совершенно молодым; меня поражал взгляд… я бы назвал его бешено нежным, а само лицо одухотворенное и прекрасное. Я до сих пор помню все, о чем мы тогда говорили, но это не особо существенно. Я только скажу, что он спросил, что я буду играть на конкурсе и дал мне несколько технических советов. Все это были советы незначительные, как я сейчас понимаю, это все внутри меня уже было, но в нашей беседе не это было главное. В то время, пока он находился со мной и мы беседовали, происходило что-то во мне. Да, кстати, он тогда мне сказал, чтобы я не волновался на счет конкурса, что для меня все будет хорошо. Я внутренне наливался какой-то великой силой, мощной энергией, которая подступала к сердцу, мозгу, клокотала и закипала во мне, тело наливалось свинцовой тяжестью. Мое сердце клокотало и стучало, как реактивный двигатель, я думал, что оно не выдержит и разорвется. Кровь приливала и циркулировала во мне с бешеной скоростью, но голова была абсолютно ясная, я мыслил совершенно трезво и отчетливо, ясно осознавая все что во мне происходит. Вдруг он хлопнул меня поруке и сказал “достаточно”, и я провалился в глубокий черный сон без сновидений. На утро я проснулся вес в поту. Температура резко упала, и я лежал холодный, мокрый, бледный и вялый. Я сразу же отчетливо вспомнил ночные события и чувство неимоверной тоски охватило меня, затем чувство ужаса внезапно налетело и так же внезапно исчезло. Я быстро успокоился и поразмыслив решил, что я все ж видел маэстро Паганини, уж очень он был похож на виденные мною тысяча раз его портреты. Та же ироническая улыбка, тот же колючий живой взгляд. Да и советы , какие он мне дал, были, я бы сказал, пустячками от очень крупного музыканта, такие вещи мог знать только очень большой мастер... именно скрипач. Что касается второго объяснения, то я предпочитаю не думать об этом, так как я никакого договора не подписывал, да меня и не уговаривали. Кстати на конкурсе я вытянул 13 номер и получил первое место, как всем известно, играл я там так, как никогда больше в жизни не играл. После конкурса я знал, что попал в мировую музыкальную элиту.
(Все молчат)
К/бас Берет один долгий жуткий звук.
Председатель
Да, Юрий твой рассказ поразителен. Но… за такие вещи надо платить.
Рудин
(Вскакивет, говорит очень быстро и нервно). Платить? Да я уже плачу! Меня затягивает, как в –воронку и самое главное остановить все это невозможно. События так выстраиваются, и такая идет лавина обязательств, что я не справляюсь. У меня чувство, что эта лавина когда-нибудь захлестнет меня и растащит в клочья. Не живу, а функционирую на каком-то немыслимом автопилоте. Организм мой запутался окончательно, потерял ориентацию в пространстве и времени. Нет ни радости, не облегчения, а нарастает тревога. Знаю, так дальше нельзя, надо что-то делать, на что-то решаться. (Обращается к К/басу). Дмитрий Александрович, я знаю Вы у нас святой, самый чистый и честный человек, скажите, что мне делать? Я растрачиваю себя, и меня почти уже не осталось, все уходит в песок. Я не могу удержаться на той высоте своего конкурса. Тогда был взрыв, как обо мне писали… зажглась новая супер звезда…и я живу на энергии от этого взрыва, но чем дальше по времени от тех событий, тем все меньше и меньше энергии, я живу уже на отходах. Почему у одних творческих личностях, вот хотя бы у Паганини, эта энергия аккумулировалась, а я утрачиваю ее? Все ушло на внешнее, все расхищено людьми и временем. Кого я духовно окормляю ? Европу? Она давно пресыщена… деньгами, всевозможным культурным опытом, оттрахана психоанализом… Вся музыкальная элита работает на нее. Там потребители потребляют музыкальный продукт высочайшего качества, вперемешку с сексом, крэком и экстэзи и не морщатся, и этот продукт состоит из меня, моей энергии, нервов, творческих взлетов, мыслей. Вот и Витя собрался… Не слушай жену, Витя, не уезжай, послушай ты меня, нечего там делать русскому человеку, отсечен будешь от своих корней, совсем пропадешь.
(Молчаливый во время монолога Рудина бурно реагирует вскакивает, порывается что-то сказать).
Есть у меня свой оркестр, свой фестиваль, но утрачен смысл. Спрашиваю себя, а для чего все это , если утрачены цельность во имя внешних целей или нет… вот просто так жизнь сложилась. Счастлив ли я? Все утверждают да, но… я не знаю. Может… потому что молодость уходит? А что впереди?.. Опустошение, старость смерть…
(Молчаливый вскакивает, он оголенный нерв)
Молчаливый.
Да и может ли быть счастлив исполнитель, интерпретатор, а не творец ? Усовершенствовать звук, отплачивать технику и все во имя чего, чтобы играть чужую, пусть гениальную, но чужую музыку! Кто-то успел выкрикнуть в этот подлый мир себя, отлить в музыкальную форму свою личность, свои мысли, чувства, я лишь повторяю, копирую хорошо и плохо. Недавно меня пригласили в одну из музыкальных школ, хорошую школу. Вышли тридцать детей от пяти до одиннадцати лет “белый верх, черный низ”, синхронно поклонились и начали играть для меня. Я смотрел на этих детей и думал: сколько усилий, железно поставленные руки, безупречная фразировка, все так правильно, безупречно, но… я не услышал ни одного живого звука. Все мертво… нет музыки. Все задавлено школой, так правильно, не к чему придраться. Сколько труда вложено! Я порой думаю, если бы Паганини прошел весь этот путь от музыкальной школы до консерватории, чтобы от него осталось? Вспомнил себя в школе и расстроился совершенно, а ведь я был очень живым ребенком. Наша авторитарная школа направлена на подготовку исполнителей, а не творческих личностей. (Пауза). А потом… это интервью дурацкое, вспомнить стыдно… ложь, сплошная ложь… - что я родился у своей мамы, что женился на своей жене, а то меня бы не было. Да… нельзя жениться музыканту, творческой личности (вдруг с неожиданной злостью). Эти бабы всю душу выматывают своим служением и любовью, и не придерешься, я ведь стольким ей обязан, жена героически вытаскивала меня… черт с ними со всеми (сам с собой) Кто я ? Сначала мама, потом жена, и я все возле этих юбок… вот Паганини бросил их и правильно делал, поэтому он и гений, не позволял нянчить себя, занянчивать, делать из себя мальчика, сыночка, надоела и пошла вон. Одна у него была женщина – скрипка, и относился к ней небось, как к женщине, не мог не чувствовать весь этот трепет… сражался с ней и подчинил ее, вот она и пела для него. И только ей стоит жизнь отдать. Сил у меня не хватило всем им сказать нет… с истериками их, служением, месячными, этими фальшивыми дамскими разговорами, не живут, а мужьям своим знаменитым служат, даже дружат по статусам. У… суки! Все силу из меня выпили! Опустошили… Да вроде и сделал немало, слава есть и удача, а как-то оторван от чего-то большого, настоящего, силы какой-то нет. Много выезжаю на опыте, на технике, клише одни мертвые из-под моих рук, штампы… не поет скрипка для меня, а только видимость того. Потому что не подчинил, изменил ей, и сколько возможностей утрачено. Рано женился, проявил мягкотелость, и теперь… жена заплачет – не могу… от чувства вины всю душу переворачивает. Сколько загасила во мне живых источников, не живет, а сидит при мне сторожевой собакой… И все мы обабились, как посмотришь, ужас! Писатель ли, музыкант ли, режиссер известный и все при женах, поэтому-то и нет откровений, все мы бывшие, восхищаемся друг другом, говорим комплименты… у того звук гульдовский, у того накоплен репертуар, и когда столько успел? А все ж… второго Паганини нет и не будет.
Читаешь о его времени и жизни: страсть , любовь, женщины в экстазе после концерта руки целуют… А сейчас… публика, музыканты, все какие-то кастрированные что ли ! А ведь вот жил один, до конца! Сам сына растил как мог, но бабам лезть не позволял. Написал же он… свобода – высшее благо для мужчины, мужчиной прежде всего себя осознавал и заражен был этой энергией созидающий и живой. И рвал струны на ней, в порыв… очень мужской жест, это я очень хорошо понимаю. Да… есть у меня слава, есть судьба, но гениальность, то чего все стоит - нет…нет… и в 50 уже не будет, и судьба уже состоялась, и все больше усталости и опустошенности, слабости бабьей какой-то. Надо бы закрыть все эти школы, или изменить систему преподавания, да, где там! Попробуй скажи, такой крик поднимется! Да, и преподавателей жалко, работают на износ за копейки.
…[Скрипка да гитара - самые дьявольские инструменты – цыганщина].
…Интервью эти фальшивые, помню, как один хлюст спрашивает… подобные положительные эмоции, вероятно, помогают тебе в твоей многотрудной жизни. Ведь тебе предстоит концерт в одном из лучших залов Европы. И это после того, как я смотрел на этих несчастных педагогов, которые притащили своих учеников мне показать – вот подлец, надо было его осадить, и я опять стал отвечать что-то о Большом зале Московской консерватории. Да моя многотрудная жизнь, по сравнению с жизнью этих несчастных, сказка из “1000 и одной ночи”. Вот подлец, да и я подлец… иду на поводу у этих шутов… Как они любят статусы, да звания, в глаза заглядывают, твари. Только что б статус… Задумываешься о своей жизни, все перевернуто и нет уже тебя самого, а есть только твое звание, да статус, и хор этих подлецов вокруг тебя, и жена, когда со мной на людях идет, так лучисто улыбается, как будто мы уже в царствии у престола божьего, помазанники божьи на земле. Турнуть бы их всех, чтобы все провалились, суки в тартарары, не дает жить вся эта сволочь, все по шерсти гладят, в глаза заглядывают. Мне бы рвануться, кризис духовный пережить, чтобы… или жить, или умереть
(Падает на стул, рыдает. Пауза. Все шокированы)
Бремер
Знаешь, Виктор, кто ясно мыслит, тот ясно излагает (как бы собираясь с мыслями). Да, мы все бывшие. Но есть жизнь и ее не отменишь. Каждый из нас когда-то побывал на духовном Олимпе, но воздух там слишком разряжен, и смертный не может дышать им постоянно. Я рад, что был на вершине, но я бы не хотел находиться там постоянно. Ты никогда не задумывался, чем расплачиваются за гениальность? А я так поинтересовался – либо медленным, мучительным распадом тела, либо сумасшествием. Человеческая ограниченная природа не может выносить дары богов. Вспомни Ницше, Владимира Соловьева, Паганини… список можно продолжить (Пауза). У меня есть моя жизнь, жизнь как цепь умело выстроенных наслаждений, есть мир высоких идей, мир высокого искусства, есть, наконец, мир красивых женщин, а не только экстатических творческих состояний. Необязательно сгореть самому, можно наслаждаться высоким, главное уметь сделать это наслаждение пронзительным и сознательным, вот, что я называю счастьем и искусством жить. Что ж себя грызть постоянно, изводить, что обманула молодость, поманила гениальностью. Надо принимать себя таким как есть и не делать ад из своей жизни.
К/бас Играет.
Неофит
Я не член клуба, но можно и мне высказаться? Я очень внимательно слушал вас. К чему вы тут призываете в этом вашем клубе? Гореть во имя… но я не хочу быть гениальным… но я не хочу. Я хочу жить, я хочу славы, иметь свой фестиваль, свой оркестр, сделать хорошую творческую карьеру. Чтобы мое имя было известно в музыкальном мире. Может я брошу альт и займусь дирижированием, или займусь менеджерской деятельностью… или займусь тем, что дает мне возможность сделать карьеру, заработать кучу денег, тогда я брошу все и буду наслаждаться жизнью или займусь еще чем-нибудь. Я смотрю на вас, да вы тут все в маразме. Один уже 30 лет молчит, даже с женой и детьми, гениально играет, но не дал ни одного концерта, ушел в святые. Другой тоже в переживаниях, сразу и не поймешь что тут к чему… Не пойму я вас, вы благополучные люди, получили все от жизни, чего ж вы тут беситесь? Ведь все очень просто: удачен ты и тебя все любят, нет, значит ты ничего не добился от жизни и ты никто…
(звонит мобильный телефон)
- Да, я иду, сейчас буду.- Я шел, думал, что знакомство с вами как-то мне поможет в жизни, карьере, но я боюсь заразиться от вас вашим нытьем. Я хочу определенности, а не нытья. Я хочу действовать и получать отдачу. Всем пока, я снимаю свою кандидатуру.
(Уходит)
Бремер
Какой энергичный юноша.
Рудин (Хватается за голову).
Как я ошибся. Какой удар! Мало мне cartoon porn Франции…
К/бас Играет очень успокоительную мелодию.
Председатель
Вот и некоторые вопросы снялись с повестки. (Обращается к контрабасу) Сегодня заседание вышло, я так понимаю.
К/бас Отвечает
Рудин
Мы с Марком улетаем завтра (смотрит на часы) нет сегодня, надо хоть немного поспать. Марк, ты идешь?
Бремер
Да, надо идти. До свидания.
Рудин
Скоро увидимся. (Председателю) Я позвоню.
Председатель
Прощайте друзья.
К/бас Играет прощальную мелодию.
(Рудин и Бремер забирают ноты , инструменты, уходят)
Молчаливый (звонит телефон)
Да, скоро Юля, не волнуйся, скоро буду. (раздраженно). Да иду же, иду, не плачь, не бросаю я тебя. (Уходит с репликой). Налево celebrity nude - бабы, направо - бабы, кругом бабы.
Председатель
Распалось в мире мужское начало. Новый век, это век торжества женского сознания. Ушла гениальность из искусства, унитазы, флаги… искусство растворилось в быту. (Задумывается). Женская стихия – это вода, это сознание затопит и растворит все, но в нем нет стержня, оно текуче и изменчиво, оно не может ни на чем сосредоточиться, оно не оформлено и служит всему. Женское сознание в искусстве не сотворит гениально.
(К/бас наигрывает Баха)
Что ты там играешь, Баха? Ах, да полифоническое мышление celebrity nude Баха. Ты думаешь, что гениальность – это мужская данность, не исчезает, а просто изменит форму. Это уже не будет воспаленное, эгоистическое, эрегирующее “Я”, оно будет гармонической частью Вселенной.
(Играют вдвоем Баха)
Занавес
< Prev | Next > |
---|